Наука и дети
Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает
Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках
Дети любопытны от природы, и это значительно упрощает задачу взрослым. Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами. Не пытаться сразу же выдать готовый ответ, а рассуждать вместе с ребенком, развивая у него критическое мышление и привычку проверять знания при помощи гипотезы и эксперимента.
Отец известного физика Ричарда Фейнмана, лауреата Нобелевской премии, одного из создателей квантовой электродинамики и атомной бомбы, тоже старался развить в сыне интерес к познанию окружающего мира. Он не заставлял Ричарда штудировать учебники по физике, не загружал голову формулами, а просто беседовал обо всем, что видел вокруг: о предметах, явлениях, жизни.
Отец учил Ричарда не просто смотреть, а вглядываться, проникая в суть вещей.
Не принимать ничего на веру, а исследовать и анализировать.
«Ты можешь знать название этой птицы на разных языках мира, но когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Поэтому давай посмотрим на эту птицу и на то, что она делает — вот что имеет значение».
Спустя годы в одном из интервью Фейнман вспоминал:
«Я просто попался, как человек, которому дали нечто удивительное, когда он был ребенком, и он постоянно ищет это снова. Я всё время ищу, как ребенок, чудеса. И нахожу их!»
Прогулки по городу или лесу подбрасывают кучу интересных тем для разговоров.
Даже простой одуванчик может стать темой интересных размышлений: куда деваются желтые цветки, зачем его семенам парашют, почему у него такой длинный стебель и почему сок одуванчика не отстирывается со штанов?
Или бежит мимо бродячая собака, в шерсти которой застрял колючий репейник. И вот уже готова тема для следующего разговора — о путешествии растений.
Важно показать ребенку, что наука не ограничивается рамками школьных учебников, и любые математические закономерности можно разглядеть в природе. Покажите, что логарифм — не мертвая формула из задачника по алгебре. В логарифмические спирали закручены раковины улиток, рога горных козлов, семена подсолнуха, чешуйки сосновых шишек и даже наша Галактика.
Купите ребенку лупу и микроскоп, чтобы он рассматривал и изучал микромиры:
Плесень на яблоке, волокна на джинсовой ткани, листья растений, пыльцу на цветках, ползающих насекомых, крылья бабочки и даже грязь под ногтями. Это породит в нем новые вопросы, с которыми он придет к вам.